Полезные ссылки
Администрация муниципального образования «Заиграевский район»
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия
ГБУ «Центр информационных технологий Республики Бурятия»
Геопортал Республики Бурятия
Включить версию для слабовидящих
Официальный сайт МКУ «КАИЗО» администрации МО «Заиграевский район»
Сейчас 17 гостей онлайн
Печатать
13 марта 2013 г. 13:53:15Администратор

«Организация работы по мобилизации доходов от использования земли в консолидированный бюджет Республики Бурятия»

(слайд 1,2,3)
Имущественные налоги, в том числе земельный налог в мире считаются одними из самых стабильных источников дохода региональных и местных бюджетов, хотя доходы от земельного налога и налога на имущество физических лиц занимают все еще небольшую долю в доходах местных бюджетов в России.
В большинстве стран мира налоги на недвижимое имущество являются основными источниками доходов местных бюджетов.
В 90-е гг. прошлого века  земельные налоги составляли 40% всех региональных налогов в развивающихся странах, 35% (по сравнению с 30% в предыдущих десятилетиях) – в промышленно развитых странах и всего лишь 12% в странах с переходной экономикой.
В настоящее время во Франции имущественные налоги формируют около 51 процента доходов местных бюджетов, в США — 71 процент, в Великобритании, Ирландии и Австралии местные бюджеты в полном объеме формируются за счет имущественных налогов.
В 2011 году в целом в федеральный бюджет поступило свыше 122 миллиардов рублей от сбора земельного налога, что на 5,9 процента, или 6,8 миллиарда, больше аналогичного показателя за 2010 год. Таким образом, можно говорить о положительной динамике поступлений,  в том числе земельного налога, хотя в большей степени это связано с увеличением кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Доля имущественных налогов в доходах местных бюджетов Российской Федерации по итогам 2011 года не превысила 15 процентов, а в Республике Бурятия не более 3 %. За исключением муниципального поселения «Сотниковское», в котором доля земельного налога составляет до 30% от всех доходов. С чем это связано?
Слайд 4, 5
До сих пор во многих муниципальных образованиях Российской Федерации остается актуальным вопрос об информировании о кадастровой стоимости земель, площадных характеристиках и вновь сформированных земельных участках. То есть отсутствует полная база собственников имущества, земельных участков и адресов местожительства налогоплательщиков.  
Однако органы местного самоуправления нашей республики находятся в выгодном положении, так как в целях увеличения доходов местных бюджетов на основе управления налоговыми и неналоговыми поступлениями муниципальных образований Республики Бурятия в 2009-2012 годах  разработана и запущена в эксплуатацию в муниципальных образованиях автоматизированная информационная система «Имущественно-земельный комплекс Республики Бурятия».
Данная система создана для решения следующих задач:
  • Предоставление органам местного самоуправления районов и поселений текущих кадастровых сведений, включающих информацию по количеству земельных участков, состоящих на кадастровом учете, их кадастровой стоимости, а также сведения о регистрации прав.
  •  Инвентаризация землепользователей, использующих земельные участки без регистрации прав.
  • Актуализация налогооблагаемой базы путем сверки данных, имеющихся в электронной базе администраций муниципальных образований с данными налогооблагаемой базы УФНС по Республике Бурятия.
  • Непосредственный контроль оплаты налоговых уведомлений по каждому налогоплательщику.
  • Тотальный учет муниципального имущества и достоверная оценка объёмов возможного неналогового дохода, вовлечение в хозяйственную деятельность неучтенных и простаивающих объектов.
  • Четкая тарификация отношений аренды, хозяйственного пользования, оперативного управления и иных отношений с хозяйствующими субъектами.
  • Получение мгновенной и полной информация о задолженности арендаторов, организация систематической работы по взысканию задолженности.
Для создания АИС были проведены работы по разгрузке топографических планов населённых пунктов Республики Бурятия масштаба 1:2000 до открытого пользования; создана мозаика космических снимков на территорию земель сельскохозяйственного назначения Республики Бурятия. Созданные картографические материалы и космические снимки используются в качестве основы для отображения земельных участков, состоящих на кадастровом учете, информации по регистрации прав на земельные участки, оплате земельного налога и арендной платы за их использование.
Вы знаете, что используя АИС ИЗК, вы владеете информацией о количестве земельных участков на территории района, их кадастровой стоимости, площади, расположении, использовании, правах, а также можете вести договора аренды, рассчитать налоговый потенциал района, в том числе доходы от аренды и взыскания сумм неосновательного обогащения.
 В настоящее время основное увеличение доходов от использования земли происходит за счет увеличения кадастровой стоимости земель всех категорий.
Такая динамика кадастровой стоимости обусловлена тем, что методика кадастровой оценки по большинству видов разрешенного использования основывается на результатах рыночных сделок и, таким образом, отражает динамику спроса и рост рыночных цен на земельные участки соответствующих видов разрешенного использования. Анализ результатов актуализации кадастровой оценки земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения показал, что налоговый потенциал в целом по республике увеличился в 1,5 раза, однако его реализация в конечном итоге зависит от решения представительных органов муниципальных поселений, устанавливающих налоговые ставки.
Например, в Таиланде, Тунисе, Украине, Чили, Японии ставки устанавливаются преимущественно центральным правительством, в Венгрии, Колумбии и Филиппинах допускается установление в заданных пределах, и только в очень немногих странах, например в Аргентине, Канаде и Кении, а также фактически в России местные органы власти могут устанавливать налоговые ставки по своему усмотрению.
Предоставление такой самостоятельности в установлении налоговых ставок может быть оправданным, в случае проявления ответственности при расчете экономической эффективности при установлении ставок и предоставлении льгот по оплате земельного налога.
Слайд 6
К сожалению, такая ответственность не всегда проявляется со стороны представительных органов муниципальных поселений в республике. Особенно низкими ставками установленными, например, по землям сельскохозяйственного назначения отличается Тарбагатайский район. Так на 1.07.2012 года по пяти поселениям были установлены минимальные в республике ставки - 0,05% при максимальной ставке 0,3% и средних показателях кадастровой стоимости (до 1.01.2013 года) земель сельскохозяйственного назначения по району в размере 87 копеек за 1 кв.м. (слайды).
При таких показателях размер земельного налога за участок площадью 10 гектаров будет равен 44 рублям, а многочисленные владельцы земельных участков большого количества «ДНТ», находящихся на территории района, фактически освобождены от уплаты земельного налога. А потери бюджета составляют 5/6 от налогового потенциала или 19 437 тыс. руб. В данном случае об экономической эффективности не может быть и речи .
Слайд 7, 8
В МО «Закаменский район» во всех муниципальных образованиях на текущий налоговый период без какого-либо расчета экономической эффективности уменьшены в три раза налоговые ставки по земельному налогу для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, которые занимают 20% земельного фонда района. Таким образом, выпадающие доходы составят 2/3 налогового потенциала района, который составляет 5 251 850руб., по доходам от использования земель или 3 501 233руб. При этом, среднее удельное значение кадастровой стоимости для земельных участков под индивидуальными жилыми строениями в г. Закаменск составляет 180,21руб. В  таком случае граждане, имеющие, например, земельные участки в 20 соток в г. Закаменск вместо 1081,26руб. будут платить 360,42 руб. в год, а жители, имеющие земельные участки меньшей площади и остальных населенных пунктов района еще меньше.
Слайд 9,10
Рассмотрим сложившуюся ситуацию относительно доходов от использования земель на примере Кабанского и Хоринского районов, которые выбраны в качестве «пилотных» для  отработки мероприятий по мобилизации доходов от использования земли.
Кабанский район. По данным АИС ИЗК РБ на 01.01.2013 г. общее количество земельных участков, поставленных на кадастровый учет, составляет 24 162 ед., из них с зарегистрированным правом собственности – 14 343 ед., незарегистрированных – 9 819 ед.
Налоговый потенциал по доходам от использования земель Кабанского района, рассчитанный АИС ИЗК РБ, составляет 101 271,53 тыс. руб., в том числе: по зарегистрированным земельным участкам 77 047,93 тыс. руб., по незарегистрированным земельным участкам (неосновательное обогащение) 24 223,59 тыс. руб.
По данным УФНС России по РБ за 2011 г. в МО «Кабанский район» сумма земельного налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налоговой льготы – 3 653 тыс. руб.
Учитывая вышеизложенное налоговый потенциал МО «Кабанский район» составляет 97 618,53 тыс. руб.
Хоринский район. По данным АИС ИЗК РБ на 01.01.2013 г. общее количество земельных участков, поставленных на кадастровый учет, составляет 10 738 ед., из них с зарегистрированным правом собственности – 7 196 ед., незарегистрированных – 3 542 ед.
Налоговый потенциал по доходам от использования земель Хоринского района, рассчитанный АИС ИЗК РБ, составляет 11 927,68 тыс. руб., в том числе: по зарегистрированным земельным участкам 8 277,95 тыс. руб., по незарегистрированным земельным участкам (неосновательное обогащение) 3 649,74 тыс. руб.
По данным УФНС России по РБ за 2011 г. в МО «Хоринский район» сумма земельного налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налоговой льготы – 1 496 тыс. руб.
Учитывая вышеизложенное налоговый потенциал МО «Хоринский район» составляет 10 431,69 тыс. руб.
 
В настоящее время нами разработан проект типовой муниципальной программы по мобилизации доходов местных налогов с проектом Порядка оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам. После согласования проект будет направлен в ОМСУ с рекомендациями к принятию.
Вместе с тем, основной потенциал роста доходов от сбора земельного налога мы видим не за счет увеличения кадастровой стоимости земель различных категорий, а в увеличении числа налогоплательщиков, в том числе за счет граждан, которые используют земли, но не торопятся оформить свое право на пользование. Хотелось бы отметить, что к последним уже применяются административные меры за неосновательное обогащение.
На основании  распоряжения Правительства Республики Бурятия от 14.05.2010 № 301-р органами местного самоуправления должна проводиться работа по взысканию в судебном порядке неосновательного обогащения с лиц, использующих без правовых оснований земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Информация представлена муниципальными районами и городскими округами, кроме Баргузинского, Иволгинского, Кижингинского, Кяхтинского, Прибайкальского, Северо-Байкальского районов.
Слайд 11
На 01.07.2012 г. 457 земельных участка используются юридическими и физическими лицами без оснований.
Подано 25 исков на общую сумму 5 714,86 тыс. руб.
По 7 делам, вынесено решение о взыскании неосновательного обогащения на сумму 1 514,3 тыс. руб.
По 1 делу (сумма 500 тыс. руб.) частично отказано в исковых требованиях, т.к. суд счел, что неосновательное обогащение имело место быть только в отношении части земельного участка. В настоящий момент в Верховный суд подается апелляция.
В настоящий момент в судах рассматривается 22 дела на сумму 5 162,96 тыс. руб. (см. приложение).
Тем не менее, Баунтовский, Еравнинский, Заиграевский, Закаменский, Кабанский, Курумканский, Муйский, Окинский, Тарбагатайский, Тункинский, Хоринский, г. Северобайкальск, представили «нулевые» отчеты в которых либо указаны «нули» или «прочерк», что означает – т.е. земельные участки не выявлены, либо отсутствуют. В последних двух случаях информация не соответствует действительности, поскольку, используя возможности АИС ИЗК, не составляет труда выявить такие участки, а в отношении последнего пункта - в среднем по муниципальным образованиям только на 50% от общего числа земельных участков, состоящих на кадастровом учете зарегистрированы права (слайд).
Необходимо в ближайшее время составить перечень земельных участков, используемых без оформления прав, и разработать график подачи исковых заявлений, который опубликовать в местных СМИ. Полагаем, что данная мера будет также одним из стимулов к регистрации прав.
По прежнему, имеются проблемы с долгостроем, отсутствием правообладателей по некоторым земельным участкам. Каковы пути решения этих проблем в части расширения налоговой базы за счет вовлечения в гражданский и налоговый оборот максимально возможного количества объектов недвижимости? Очевидно, что здесь нужны экономические стимулы. И сегодня органами федеральной исполнительной власти подготовлен ряд поправок в законодательство Российской Федерации по данной проблеме, которые в настоящее время находятся в стадии обсуждения. Сегодня, если землепользователь не построил на земельном участке, отведенном под строительство, кроме индивидуального  жилищного строительства, объект капитального строительства и не зарегистрировал права на него в течение трех лет с момента предоставления участка, арендная плата увеличивается в четыре раза. Такая мера, очевидно, не является стимулом для регистрации прав на объекты недвижимого имущества. Кратность увеличения арендной платы планируется не менее 20–25 раз. Кроме того, предлагается, что  органы местного самоуправления получат право реализации данного имущества по аналогии с бесхозяйным. Как видим, меры предложены достаточно действенные и жесткие. Считаем, необходимым довести эту информацию до граждан на местах, чтобы не было неожиданностью принятие данных законопроектов.
 
В целом выстраивается следующий перечень организационных мероприятий для мобилизации доходов от использования земельных участков и земли (Предложения в Проект протокольного решения):
Слайд 12
Минимущество РБ в целях мобилизации доходов от использования земли рекомендует органам местного самоуправления провести следующие мероприятия:
1. Инвентаризация, в том числе на основе АИС ИЗК с целью выявления землепользователей, использующих: 
- земельные участки, состоящие на кадастровом учете, без регистрации прав;
- земельные участки, предоставленные под строительство более трех лет назад;
- самовольно застроенные земли. Срок: постоянно.
2. Осуществление регулярного муниципального земельного контроля в отношении земельных участков и земель, выявленных в ходе инвентаризации. Срок: постоянно.
3. Разработка графика подачи заявлений в суд в отношении граждан, использующих земельные участки без правовых оснований. Срок: постоянно.
4. Публикация графика подачи заявлений в суд в местных СМИ, а также информирование граждан об изменениях кадастровой стоимости земель и соответствующем изменении сумм земельного налога, необходимых к уплате. Срок: 2013 г.
5. Подача заявлений в суд в отношении граждан, не оформивших права на землю, с истребованием неосновательного обогащения в соответствии с процедурой, утвержденной распоряжение Правительства Республики Бурятия от 14.05.2010 № 301-р. Срок постоянно.
6. Анализ эффективности налоговых льгот, установленных представительными органами муниципальных поселений. Срок: 2013 г.
7. Разработка рекомендаций по установлению налоговых ставок земельного налога по разным категориям земель и видам разрешенного использования. Срок: 2013 г.
Слайд 13
При проверке прокуратурой Республики Бурятия состояния законности о местном самоуправлении установлено, что не принимались меры по взысканию в доход бюджетов арендных и иных платежей за использование муниципального имущества, земельных участков органами местного самоуправления Кижингинского и Северо-Байкальского районов. Просим обратить особое внимание представителей этих районов и усилить работу по мобилизации доходов от использования земли.
 
Слайды 14- 29 Ситуация по регистрации прав в Административных центрах районов.


Просмотров: 157