Введение
Слайд 2
Федеральным законом от 29.12.2010 № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 435-ФЗ) внесены поправки в ряд федеральных законодательных актов, в том числе и в Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Целью Закона № 435-ФЗ является активизация оборота земель сельхозназначения и вовлечение в производство неиспользуемых земель общей долевой собственности.
Законом 435-ФЗ уточняется понятие фонда перераспределения земель и установлено, что фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.
В том числе в фонд перераспределения земель включаются:
- земельные участки, сформированные органами местного самоуправления в счет невостребованных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения;
- земельные участки, изъятые у собственников земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- земельные участки и земельные доли из земель сельскохозяйственного назначения, на которые гражданином подано в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия заявление об отказе от права собственности на такие земельные участки и земельные доли.
Работа по невостребованным земельным долям
Слайды 3, 4
Частью 3 статьи 19.1 Закона № 435-ФЗ установлено, что если до 1 июля 2012 года участники долевой собственности не приняли решение об утверждении проекта межевания земельных участков или не зарегистрировали свое право собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, орган местного самоуправления поселения (по соглашению - муниципального района) по месту расположения данного земельного участка до 1 июля 2013 года обязан:
- провести общие собрания с внесением в повестки дня этих собраний следующих вопросов:
- об утверждении проекта межевания земельных участков;
- об утверждении перечня собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания земельных участков;
- об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными и др.
2) обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков;
3) обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков.
Слайд 5
В целях исполнения органами местного самоуправления в Республике Бурятия Закона № 435-ФЗ постановлением Правительством Республики Бурятия от 31.01.2012 № 27 утвержден Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам муниципальных районов в Республике Бурятия на подготовку проектов межевания и проведение кадастровых работ в отношении земельных участков, выделяемых в счет земельных долей. Согласно указанному порядку предоставление субсидий местным бюджетам муниципальных районов в Республике Бурятия осуществляется Министерством имущественных и земельных отношений Республики Бурятия при наличии решения о бюджете муниципального района, предусматривающим расходные обязательства муниципального района по финансированию мероприятий по подготовке проектов межевания и проведению кадастровых работ в отношении земельных участков, выделяемых в счет земельных долей, в объеме 50% от общей суммы расходов на проведение кадастровых работ.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.07.2012 № 445 было утверждено распределение в 2012 году субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам муниципальных районов в Республике Бурятия на подготовку проектов межевания и проведение кадастровых работ в отношении земельных участков, выделяемых в счет земельных долей, на общую сумму 6246,3 тыс. рублей.
Однако, администрации Джидинского, Заиграевского, Иволгинского, Мухоршибирского районов отказались от субсидий в связи с не возможностью освоения в установленный соглашением срок и отсутствием средств в местных бюджетах муниципальных районов, что говорит о слабом исполнении полномочий, установленных федеральным законодательством. При этом по предложениям данных муниципалитетов в реестр инвестиционных площадок Республики Бурятия включены площадки по созданию животноводческих откормочных площадок.
Слайд 6
Что касается муниципалитетов, получивших субсидии из республиканского бюджета, то информация о заключенных муниципальных контрактах приведена в таблице 1:
№ п/п |
Наименование муниципального района |
Сумма субсидии из республиканского бюджета в 2012 году, рублей |
Сумма, выделенная из местного бюджета муниципального района, рублей |
Сумма заключенного муниципального контракта, рублей |
Площадь земельных участков, в отношении которых проводятся подготовка проектов межевания и кадастровые работы, га |
1 |
Баунтовский эвенкийский |
100 000 |
100 000 |
200 000 |
667 |
2 |
Кабанский |
35 000 |
35 000 |
70 000 |
233 |
3 |
Курумканский |
545 000 |
545 000 |
1 090 000 |
6 667 |
4 |
Кяхтинский |
1 371 900 |
1 371 000 |
2743 800 |
19 981,05 |
5 |
Северо-Байкальский |
45 000 |
45 000 |
90 000 |
300 |
6 |
Селенгинский |
500 000 |
500 000 |
1 000 000 |
6480 |
7 |
Тарбагатайский |
350 000 |
350 000 |
700 000 |
6 855,1 |
|
Итого |
2 946 900 |
2 946 900 |
5 893 800 |
41 183,15 |
После выполнения всех ранее указанных мероприятий фонды перераспределения муниципалитетов пополнятся более чем на 41 000 га неиспользуемых земель, которые в дальнейшем будут вовлечены в хозяйственный оборот – предоставлены заинтересованным лицам, в том числе и для реализации инвестиционных проектов в области сельского хозяйства.
Исполнение ряда муниципальных контрактов не завершено, и их выполнение перенесено на 2013г. (вследствие позднего размещения муниципальных заказов, отсутствия кадастровых инженеров – подрядчиков).
В этой связи настоятельно рекомендуем данным муниципальным районам обеспечить закрытие муниципальных контрактов.
Слайд 7
Что касается распределения субсидий в 2013 г., то Минимуществом РБ заключены соглашения с 11 муниципальными районами, в том числе с Баунтовским - на 100 тыс. руб., Бичурским – на 100 тыс. руб., Джидинским – на 500 тыс. руб., Еравнинским – на 500 тыс. руб., Заиграевским – на 500 тыс.руб., Закаменским – на 336,6 тыс.руб., Кабанским – 233 тыс.руб., Кяхтинским – на 500 тыс. руб., Мухоршибирским –на 500 тыс.руб., Селенгинским –на 200 тыс. руб., Тарбагатайским –на 300 тыс. руб.
Таким образом, после проведения кадастровых работ фонды перераспределения муниципалитетов пополнятся еще на 25 000 га.
Кроме того, после внесения в Закон Республики Бурятия от 22.12.2012 № 3136-IV «О республиканском бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» в части уточнения сумм субсидий будут заключено соглашение о предоставлении субсидий МО «Тункинский район» на сумму 1 млн. руб., а также внесено изменение в соглашение с МО «Кяхтинский район» на увеличение суммы субсидий до 1 750 тыс. руб.
Остальными районами в своих бюджетах не предусмотрели финансирование подготовку проектов межевания и проведение кадастровых работ.
Мониторинг мероприятий, проводимых органами местного самоуправления, по реализации Закона № 435-ФЗ Правительством Республики Бурятия, согласно п. 4.1 распоряжению Правительства Республики Бурятия от 06.05.2011 № 274-р
Слайд 8
В целях осуществления мониторинга мероприятий, проводимых органами местного самоуправления, по реализации Закона № 435-ФЗ в соответствии с п. 41 указанного распоряжения Правительства Республики Бурятия органам местного самоуправления муниципальных районов в Республике Бурятия рекомендовано представлять в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия соответствующую информацию ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
На основании полученных от муниципальных образований данных установлено следующее.
В большинстве районов инвентаризация списков участников общей долевой собственности для выявления невостребованных земельных долей в соответствии с Методическими рекомендациями по работе с невостребованными земельными долями, утвержденными распоряжением 274-р, проведена. В Баргузинском, Иволгинском, Прибайкальском районах инвентаризация земельных участков только проводится.
Предполагаемые списки невостребованных земельных долей большинством муниципальных районов опубликованы в средствах массовой информации, за исключением Баргузинского, Баунтовского, в Заиграевском (по 4 хоз-вам), Кабанском (по 4 хоз-вам), Иволгинском, Курумканском (по 4 хоз-вам), Прибайкальском, Тарбагатайском (по 6 хоз-вам), Тункинском (по 9 хоз-вам).
По предварительным данным количество невостребованных земельных долей в целом по Республике Бурятия составляет 24270 ед. (421541 га), в том числе в Бичурском – 4292 ед. (49376,77 га), Мухоршибирском – 3889 ед. (75580 га), Тункинском – 3528 ед. (29842,4 га), Тарбагатайском – 3304 ед. (39038 га), в Еравнинском – 3076 (111352 га), в Заиграевском – 2198 ед. (37712,6 га), Хоринском – 1509 ед. (37181 га).
Слайд 9
Из представленной муниципальными образованиями информации установлено, что количество исков, находящихся на рассмотрении составляет - 81 ед., из них Бичурский – 12, Селенгинский – 61, Тарбагатайский – 5, Хоринский -3. При этом количество земельных долей, на которые поданы иски составляет 2543 ед., на общую площадь 27 035 га,
Количество удовлетворенных исков составляет 29 ед. (937 долей на площади 17511,6 га), в том числе Заиграевский – 6 ед. (6 земельных долей на общую площадь 755,6 га), Курумканский -1, Селенгинский – 2 (152 доли/4816,8 га), Хоринский – 7 ед. (437 долей/10929,7 га), Бичурский – 10 ед. (330 долей/786,5 га).
Количество граждан, отказавшихся в установленном законом порядке от земельной доли, по Республике Бурятия составляет – 100 человек, из них 45 чел. в Мухоршибирском районе, 19 чел. в Тарбагатайском районе, в Джидинском районе – 11 чел., в Курумканском - 7 чел., в Хоринском – 9 чел., в Заиграевском – 5 чел. и 4 чел. в Северо-Байкальском районе.
Учитывая изложенное, особенно плохо ведется работа по оформлению невостребованных земельных долей в Баргузинском, Прибайкальском, Иволгинском, Кижингинском, Закаменском, Сверо-Байкальском и Баунтовском районах.
Кроме того, во исполнение п. 4.1 распоряжения 274-р крайне плохо представляется информация о проведенных мероприятиях Баргузинским, Джидинским, Кижингинским, Хоринским Северо-Байкальским районами.
О принудительном изъятии земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
Слайд 10
Согласно ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ) орган исполнительной власти субъекта РФ (Минимущество РБ) по результатам рассмотрения материалов государственного земельного контроля вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов в связи с неиспользованием земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в течение трех и более лет, либо при существенном снижении плодородия или значительном ухудшении экологической обстановки.
В целях исполнения указанной нормы федерального законодательства постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.03.2012 № 162 утверждено Положение об организации проведения торгов по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, изъятых по решению суда в связи с их ненадлежащим использованием.
Минимуществом РБ 18.09.2012 г. совместно с Управлением Росреестра по Республике Бурятия и Управлением Россельхознадзора по Республике Бурятия проведено рабочее совещание по реализации требования федерального законодательства по принудительному изъятию и прекращению прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
По итогам совещания, учитывая неудовлетворительную заинтересованность органов местного самоуправления муниципальных образований, Минимущество РБ письмом от 07.11.2012 № 04-И10-05-6351 рекомендовало главам муниципальных районов взять под личный контроль осуществление муниципального земельного контроля в отношении собственников земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, чьи земельные участки могут быть изъяты в порядке, установленном ст. 6 Закона № 101-ФЗ.
В связи с этим Минимущество РБ предложило органам местного самоуправления:
1) разработать план мероприятий по выявлению земельных участков, неиспользуемых в течение трех и более лет;
2) совместно с администрациями поселений провести инвентаризацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с целью выявления собственников, у которых земельные участки могут быть изъяты в случаях, установленных ст. 6 Закона № 101-ФЗ с использованием всех имеющихся ресурсов, в том числе АИС «Имущественно-земельный комплекс Республики Бурятия»;
3) утвердить по каждому поселению план проверок юридических и физических лиц, имеющих в собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с приложением к настоящему письму;
4) рекомендовать администрациям поселений предоставлять в районную администрацию отчеты о проведенных проверках;
5) направлять сведения о выявленных нарушениях в территориальные отделы Управления Росреестра по Республике Бурятия.
По представленной администрациями муниципальных районов информации органами местного самоуправления не велась работа по учету и контролю земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Исходя из анализа информаций администраций муниципальных районов, можно сказать о слабом уровне придания значимости и осуществлении муниципального земельного контроля, нежелании органов местного самоуправления осуществлять муниципальный земельный контроль.
Также согласно представленной органами местного самоуправления информации в течение 1-го полугодия 2013 г. планируется провести инвентаризацию всех земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, по итогам которой будет осуществлен муниципальный земельный контроль.
В связи с изложенным, учитывая важность создания и увеличения фонда перераспределения земель, Минимущество РБ настоятельно рекомендует органам местного самоуправления муниципальных районов обеспечить надлежащее проведение инвентаризации земельных участков земель сельскохозяйственного назначения и муниципального земельного контроля в указанные Вами сроки. Также необходимо обеспечить направление в органы государственного земельного контроля материалы проведения муниципального земельного контроля по выявленным не используемым земельным участкам из земель сельскохозяйственного назначения.
В этой связи предлагаю в целях исполнения требований Закона № 435-ФЗ рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов следующее:
- обеспечить надлежащее и своевременное освоение субсидий на подготовку проектов межевания и проведение кадастровых работ в отношении земельных участков, выделяемых в счет земельных долей, путем заключения муниципальных контрактов в соответствии с федеральным законодательством в сфере размещения заказов с учетом сроков проведения кадастрового учета;
- в срок до 01.07.2013 г. обеспечить проведение инвентаризации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с целью выявления неиспользуемых земельных участков для дальнейшей передачи материалов муниципального земельного контроля в органы, осуществляющие государственный земельный контроль;
- в срок до 10.07.2013 г. обеспечить представление информации о количестве направленных в органы, осуществляющие государственный земельный контроль, материалов по выявленным земельным участкам из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которых возможно проведение процедуры принудительного изъятия таких земельных участков;
- обеспечить ежеквартальное предоставление информации о проводимых органами местного самоуправления, по реализации Закона № 435-ФЗ Правительством Республики Бурятия, согласно п. 4.1 распоряжению Правительства Республики Бурятия от 06.05.2011 № 274-р.
Спасибо за внимание! |